Так получилось, что «Игру в бисер» я прочла впервые, он произвел на меня весьма противоречивое впечатление. Я не увидела тогда в ней тех сопряжений с проблемой вечного и бесконечного пространственно-временного бытия подлинной культуры, которые позднее стали основой ключевого для меня вывода о тождестве мира культуры и мира свободы. Этот вывод принципиально значим , поскольку он будет посвящен прежде всего доказательству того, что действительная победа в геоэкономическом и геополитическом соревновании в XXI веке может принадлежать только открытым сетям (миру, пространству-времени), в которых складываются неотчужденные отношения между людьми по поводу опредмечивания творческой деятельности

Касталия сотворена писателем как некий мир , где живут
творческая деятельность человека и ее результаты. Это мир музыки и математики, воспитания и образования.
И еще мир Игры. Игры в бисер. Со-творчества как процесса «в себе и для себя»

Во-первых, Гессе очень убедительно показал, что такой мир есть. Быть может, не политически,
но и не только как идеальный феномен. Он есть как не прекращающийся вот уже многие тысячелетия реальный
диалог друг с другом всех тех, кто когда-либо писал и слушал музыку, стихи и прозу; искал новые истины и
опровергал их; учил и учился... То, что этот мир есть, знали и до Гессе и независимо от Гессе. Но Гессе
наделил мир культуры плотью, дал ему имя и превратил в реальный объект, показав, что можно жить так.

Во-вторых, Гессе показал, что на самом деле только так жить нельзя. Магистр Игры в конце романа
не случайно покидает Касталию. Только так жить нельзя, потому что реальная жизнь включает в
себя и материальное производство утилитарных благ, и отчужденные отношения по поводу этого производства.
Людям надо есть, пить, одеваться, т. е. просто жить. И желательно не просто, а красиво. Более того,
сам мир культуры (науки и искусства, образования и воспитания) был и остается доныне пронизан
погоней за деньгами и властью Так что все те,
кто не стремится копить и еще больше покупать, властвовать и бороться за еще б?льшую власть,
оказываются людьми не от мира сего, место которым в монастыре (если такие монастыри вообще существуют...)